Самоуправление: от частного к общему

В муниципалитетах хронически не хватает денег. Большинство давно живет в кредит. И это картина характерна не только для Новокузнецка, Кузбасса. Почему? Какие еще ограничение ждут нас в ближайшем будущем?



Возможно, кто-то и помнит прошедшую в первом квартале 2017 года информацию о том, что в Новокузнецке по итогам первых двух месяцев не было введено в строй ни единого квадратного метра жилья. Как, впрочем, и в Осинниках, что по соседству. В Анжеро-Судженске и Киселевске текущий план был выполнен на 11 и 16 процентов соответственно. Безусловным лидером значилась северная столица региона – город Кемерово, показатель темпов строительства в котором составил 286 процентов.

Прошло еще три месяца. Показатели за май включительно мало что изменили в рейтинге. По-прежнему «на белом коне» кемеровчане, правда, успешность строителей областного центра снизился до уровня вменяемой – 144 процента от запланированного объема. Новокузнецк как был, так и остался среди самых отстающих — лишь 18 процентов отстроенного жилья от плановых 100. Но мы уже не удивляемся этой печальной статистике, не пытаемся найти первопричину не первый год складывающейся в местной строительной отрасли ситуации. Не призываем пояснить главу города, почему все это происходит. Ведь тенденция эта давно наметилась, а коль он продолжает возглавлять муниципалитет, значит, такое положение дел тех, кто наверху, либо устраивает, либо не беспокоит.

Младший брат Новокузнецк

Судите сами: с начала года построено в Кузбассе 303 тысячи квадратных метров жилья, в результате чего счастливыми обладателями новых квартир стали почти 4,5 тысячи новоселов региона. Цифр по Новокузнецку нет, да и вряд ли они кого-то порадуют. Речь идет лишь о сотне-другой ипотечников, заселившихся в новые квартиры. И никаких тебе совещаний с грозным: «Доколе! Вы нам федеральную программу под откос пускаете!». Ни «разбора полетов», ни привлечения виновных к ответственности.

И местные средства массовой информации, и сторонние наблюдатели лишь с сожалением вздыхают – тут хотя бы школу №81 ввести в строй, которую с такой помпой и множественными обещаниями ломали. Да денег нет. Какое уж тут жилье, если люди уезжают. А многие из тех, кто остался, думают, как и «на какие шиши» мигрировать. Что вообще делать в этом Богом забытом, разрезами окруженном городе, если в канун 400-летия его жителей лишили одного из последних лакомств – участия хоккейного клуба в Континентальной лиге?

Однако вышесказанное – лирика. Но все же: как так получается, что в одном городе, который называется Кемерово, деньги на его развитие есть, а в другом – с замечательной историей, отмеченной знаковыми людьми и событиями даже в дореволюционный период, не говоря уже о советском, — их хронически не хватает? Хотя по инфраструктуре, по количеству населения они практически ничем не отличаются. И находятся, между прочем, в одном регионе, именуемом Кузбасс.

Обилие торговых центров, в том числе, крупнейших в области – вот чем славен нынешний Новокузнецк. По инерции город шахтеров и металлургов все еще считается условно богатым: заработная плата в данных отраслях не в пример мебельной или кожевенной остаётся вполне приличной. Поэтому определённая часть новокузнечан имеет возможность походить по супер- и гипермаркетам, порадовать себя и близких покупками. Но деньги таким образом из города уходят. Какая-то часть в виде барышей достаётся собственникам, какая-то в виде налогов идет в бюджеты различных уровней. Ох уж, эти государственные нужды…

Куда и почему течет денежный ручеек?

Местный бюджет обходится малым – земельным налогом и налогом на имущество физических лиц. Региональный, по идее, вроде бы тоже не должен шиковать, потому что мосты и дворцы за счет транспортного налога и налога на имущество организаций точно не построишь. Все остальные налоги — прямые и косвенные (НДФЛ, НДС, акцизы, на прибыль и добычу полезных ископаемых…) – поступают в центр. Вот тут-то как раз и собака порылась: собранные Федерацией деньги идут не только на содержание армии, МВД, исполнение целевых программ, о чем нам обычно торжественно рапортуют, но и на перераспределение между субъектами страны. Иными словами, с чем когда-то боролись, улыбаясь в ответ на откровенное предложение «брать суверенитета, сколько хотите», к тому и пришли – полной зависимости от центра.

Перераспределенные финансы, поступившие в областной бюджет, тоже необходимо перераспределить. Находясь в Кемерове и даже проживая там (чиновники разве не люди), у любого кулика всегда есть соблазн не только похвалить свое болото, но и приукрасить его дополнительным слоем тины. Чему мы и являемся свидетелями не только на примере Москвы, но теперь уже и Кемерова. И кому какое дело до Анжерки, до Калтана или Новокузнецка, пока народ в этих городах тихо-мирно живет и на субботники ходит?

Мы иногда «наезжаем» на наших местных олигархов, которые суетятся и что-то делают в Новокузнецке, желая заработать дополнительно мильон-другой. Но не кажется ли вам, что не будь их, город мог бы вообще остановиться в своем развитии. Да и суета эта, прямо скажем, не бесконечная, если станет очевидным, что Новокузнецк окончательно угасает и больше уже никогда не станет одним из центров России по объемам промышленного производства. Торговле, сфере услуг он пока интересен лишь потому, что занимает 10 строчку в соответствующем российском рейтинге. Значит, есть пока у части местных жителей свободные деньги. Как есть и возможность изъять их законным способом, не встречая сопротивления.

Муниципалитет на паперти

Одна из главных проблем провинциальных городов, не наделенных статусом региональной столицы, была и остается невозможность самостоятельно строить свою жизнь, реализовывать какие бы то ни было планы из-за хронического безденежья. Выстроенная в стране вертикаль не рассматривает муниципалитеты как сообщество людей, способное устраивать собственную жизнь так, как позволяет это делать экономическая ситуация, а также потенциальные возможности местного населения. Любое муниципальное образование (впрочем, и регионы здесь не исключение) должно всегда находиться в позе просителя. Поэтому практически все прямые и косвенные налоговые отчисления стремятся к вершине.

А коль просишь, то обязан боготворить руку дающего. Вот и задыхаются от восторга подконтрольные администрациям местные и региональные средства массовой информации по поводу любой инициативы, спущенной сверху. Проигнорируешь, «не подмажешь» - останешься без денег и будешь крайним перед избирателями (хоть и формальными), которым нет дела до внутриполитического устройства и выстроенной в стране вертикали: где кроме кумовства нет другой идеологии, нет важнее принципа кроме «своих не сдаем», где чинопочитание и заискивание перед вышестоящим чиновником всегда будет важнейшим атрибутом успешности. А если ты еще и «делиться» умеешь, то у тебя на роду написано стать «государственным человеком».

Однако процесс лишения полной самостоятельности муниципалитетов еще не завершен. В Конституции, во многих федеральных законах еще существуют такие институты как референдум, позволяющий гражданам выражать точку зрения по основным вопросам, влияющим на их жизнь. И если с процедурой выборов, где всегда есть с десяток вариантов поставить «крестик» или «галочку», проблему решать научились, то в данном случае такой подход может «не прокатить». Тут ведь «за» или «против» на раз просчитывается – и без референдумов. Не Британия, поди, не  Brexit.

Слухи, а затем и проведенные в городском Совете слушания по смычке с селом и лишение Новокузнецка статуса города, которым тот был наделен еще в 1618 году – лишнее тому свидетельство. Журналисты сразу обратили внимание на то, что поправки к федеральным законам, призванным вроде бы совершенствовать систему самоуправления при снижении затрат на содержание аппарата, отодвигают от решения проблем непосредственно население, предоставляя решать их судьбу представительным органам, однажды избранным. А про выборы вы все знаете – тут добавить нечего. Но таков теперь закон…

АСДГ: наши инициативы будут гибнуть и сохнуть

Дело даже не в этой игре, построенной на патриотизме новокузнечан, их исторической памяти и реакции на предложение стать селянами, а в той тенденции по принятию безобидных вроде бы поправок к законам о самоуправлении на федеральном уровне без их должного обсуждения в обществе. Нас просто ставят перед фактом – теперь будете жить так, а не иначе.

На состоявшейся на днях в Новосибирске конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) об этом говорилось по-провинциальному прямо. И не кем-нибудь, а хорошо известным в Новокузнецке специалистом Роальдом Бабуном. Кто не знает, это бывший председатель нашего городского Совета, ставший впоследствии одним из инициаторов создания упомянутой выше общественной надстройки, а ныне - ее вице-президент. Новокузнецк, кстати, не входит на данный момент в АСДГ (всего там 70 городов, Кузбасс представляет только Кемерово).

Удивительно было увидеть копипаст пресс-релиза Ассоциации, который разместили на сайте Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. Подумалось: то ли избранники осмелели, то ли решили действительно включиться в борьбу за истинное самоуправление, а не мнимое. Но на следующий день выяснилось – просто недоглядели. Или не вникли толком. Информация с сайта исчезла.

«Все инициативы, о которых мы говорим, будут упираться в отсутствие общей стратегии, общей концепции местного самоуправления», - считает Роальд Владимирович. - Россия многие века жила при сменявших друг друга авторитарных режимах. Ни у элиты, ни у населения нет глубоких демократических традиций, которые нужно развивать. Вот почему все наши инициативы будут сохнуть и гибнуть!.. На протяжении всего существования современного законодательства о местном самоуправлении, полномочия органов местного самоуправления постоянно урезались. Самый большой «рекорд» произошел за последние три года, когда ввели в действие Федеральные законы № 136-ФЗ и № 8-ФЗ, когда ввели новую форму избрания глав местного самоуправления через конкурс. Но самый большой «рекорд» поставлен в этом году 62-м федеральным законом, который фактически уничтожает поселенческий уровень местного самоуправления».

Что же это за законы, о котором упоминает Бабун? Как так получилось, что само самоуправление, сам источник власти в государстве (Конституция РФ: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ) в большинстве своем даже и не ведает о каких-то существенных изменениях, влияющих на исполнение им своих полномочий?

Почему «по закону» не всегда хорошо

А баталии на этот счет, оказывается, давно идут. Только там – на вершине, путь на которую доступен лишь избранным. Или среди специалистов. Есть даже на один из законов экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, подписанное его председателем Михаилом Федотовым. В работе над заключением принимали участие Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Государственный университет управления и Академии социального управления.

А вот и один из выводов: «законопроект № 768237-6 был направлен исключительно на изменение формы получения согласия населения при изменении статуса городского округа, городского и сельского поселения». Все. Больше ни для чего он и не нужен. Вся власть – депутатам. Привыкайте потихоньку к новой модели устройства общества, при которой, если есть слуги народа, от самого человека ничего не зависит. И хоть оно и раньше-то не очень что от нас зависело, зато теперь не зависит ПО ЗАКОНУ.

«Муниципальная (квази-муниципальная) власть городского округа (речь идет о слиянии нескольких сельских поселений и изменении их статуса – ред.) приобретает в значительной степени популистский характер», - говорится в одном из пунктов заключения. - В условиях полной неподотчетности населению и фактической бесконтрольности органы власти городских округов будут склонны ориентироваться, прежде всего, на соблюдение процедур, чем на обеспечение прав граждан и удовлетворение конкретных потребностей населения. Возникает опасность формальной "легализации" решений, принимаемых органами власти без надлежащего участия населения…». И т.д., и т.п.

Лишить регионы и муниципалитеты денег, обеспечивающих независимое и полноценное существование – это полдела. Лишить возможности выражать свою точку зрения и самостоятельно принимать решение – задача, которую предстоит выполнить. И вот когда внизу все будет «по закону», охраняемому армией нацгвардейцев, только тогда вверху исчезнут «комары», которые еще нет-нет да беспокоят тех, кто ночей не спит и о нас заботится. 


Владимир Максимов
2017-06-15

Комментарии

Оставьте свой комментарий